Г.Д. Колдасов, Н.И.Поздняков
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭПИДЕМИИ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ.
В прошлой своей статье “Осторожно: информационная эпиде-
мия” (Православное слово, N 7,8, июль-август,1994 г.) мы коснулись общего характера и условий проявления информационных эпидемий. В этой же статье постараемся более подробно остановиться на главных источниках информвирусов и на средствах защиты от них.
В общем смысле эпидемия - это повальная болезнь, которая
имеет широкий ареал распространения и вполне определенный источник - то ли среднее течение Нила, то ли дебри Амазонки, партийные штабы, сектантские группировки, или же секретные лаборатории очень развитой и очень цивилизованной страны. Не всегда, но часто, свирепствованию эпидемий люди обязаны какому-нибудь активному переносчику вируса: комарам,мухам, разного рода грызунам и
спидоносам. В случае информэпидемий таким активным переносчиком являются средства массовой информации(СМИ) Вторичными активными переносчиками становятся люди со слабым иммунитетом, а в случае информэпидемии - малодушные люди, люди со слабым духом и оскудевшей душой. Именно малодуие надо считать главной причиной информационных эпидемий, равно как и главной причиной других эпидемий
является иммунодифицит, а не сами вирусы.
На первый взгляд может показаться, что главная причина ин-
формэпидемий в слабой информированности большого числа наших сограждан. Но это только на первый взгляд. Ибо и в малом, не говоря уже о большом объуме информации, человек не сможет разобраться, не имея четких нравственных ориентиров. Необходимые же нравственные ориентиры и критерии могут сложиться только в душе, окрепшей в вере, и сильною духом. Сегодня, к сожалению, больше вещей, припятствующих, чем вещей, способствующих укреплению души и духа:
это и упомянутые СМИ и атрибуды массовой культуры и многие другие соблазны общества потребления. Всякая деятельность человека есть искус, искус его духовности. Неволно внося во все, к чему он прикасается, свое, человеческое, человек рискует сосредоточиться лишь на этой стороне, забывая о духовном и Божьем. И если человек держит в поле зрения
только свои человечиские свойства и потребности, он становится эгоистом,т.е. мало и слабодушным, рабом своих прихотей. Принципиально, что при этом человек не придумывает и не творит ничего доброго и высокого, он лишь живет готовыми формами, клише и стандартами. Так, в сфере общественных отношений поведение человека становится казенным, формальным и рационально выгодным. В экономике - бездушно-выгодным. В области применения творчеких сил эго-
центричность делает человека рабом своей профессии и приводит к явлению, о котором метко сказал Бальзак: “Несчастная слабость свойственна многим - придавать излишнюю важность тому, чем занимаешься”.
Эпидемическая опасность такого поведенческого типа в том,
что он довольно естественен и оправдан на житейском уровне, с одной стороны личным эгоизмом, а с другой,-стремлением “быть как все”,не высовываться,не быть белой вороной,следовать моде. Люди данной жизненной ориентации не критичны ни к себе,ни к окружающей обстановке,они принимают господствующий стереотип поведения,либо не оценивая его нравственно вообще,либо оценивая по
весьма заниженным меркам,успокаивая себя тем что не хочет быть белой вороной, или же естественной своей потребностью быть “нехужее”, совершенно не понимая при этом,что все его поведение и мысли свидетельствуют о существенном его слабодушии.
Подобная опасность существует даже в области душевной тяги
к красоте. Кстати, мода - характернейшее проявление понятийной эпидемии в этой области. Если люди начинают увлекаться внешними проявлениями красоты и забывают о Боге,то красота становится красивостью,внешне эффектностью и не более того(мода на джинсы,на заморскиие слова,манеру поведения,фильмы ужасов и порнофильмы).
Мода - непременный атрибут “цивилизованного” общества,общества потребления,где всегда для поддержания спроса одна мода спешит сменить другую,будь то режим питания,мода на туалетную воду и мозольную жидкость или бег трусцой от старости. Однако же, бег за
модой-это всегда бег,высунув язык. Чем более общество подвержено моде тем оно более посредственно в духовном плане Мода - это тот кнут,который заставляет “свободного” человека забыть о свободе и одержимо гоняться за красотой и другими тряпками и безделушками.Это явление характерно для всего”свободного мира”. Называя себя свободным,человек тем ни менее полностью зависим от своей работы,работадателя,моды,других прихотей рынка и экономики,равно как и от своих собственных прихотей и слабостей. И чем дальше,тем хуже: душа все более оскудевает и места в ней для моральных и нравственных ценностей становится все меньше и меньше.Так наступает малодушие,которое рождает беспринципных вождей,солдат-наркоманов,мещан потребителей, всевозможных извращенцев и новых кочевников в лице бомжей,космополитов и разного рода хиппачей,для которых весь смысл жизни сводится к пьянкам и полупьяным тусовкам. И эти современные кочевники-продукты цивилизованного мира вольно или невольно становятся активными переносчиками вирусов широчайшего спектра: от спидо-холерных до информационных.
Информационная инфицированность слабодушных людей может быть
оценена и количественно через частоту употреблений понятийных вирусов и мусорных слов типа: права человека,имидж,ваучер,бистро,консенсус,императив,
либерализация,иксчейнж,баксы и пр.
По мнению многих ученых подсознание человека стало сегодня
ареной жестоких баталий с одной стороны идей высокой духовности,а с другойидей золотого тельца и материального преуспевания,и это самая серьезная проблемасовременного общества. Так доктор Смирнов И.В.(г.”Российские вести”,09.09.94)констатирует:”Анализ выступлений ряда политических лидеров показывает,что они буквально заражены агрессией,которая не менее заразна,чем любая ин-
фекционная болезнь”. Вместо нравственного слова-бранная ругань алкоголика. Вместо конструктивного диалога о подъеме хозяйства разговоры о гражданской войне. Помимо психологической ведется еще и психотронная война.
Толпа или взрослые дети воспринимает все это очень серьезно
и заражается агрессией. Ладно бы люди заражались и заражали других,не понимая,что происходит и что они делают,т.е. грешили бы по неведению, но самое страшное то,что многие политики и игроки большого масштаба распространяют понятийные эпидемии совершенно осознанно,используя их, как средство управления сознанием масс,как элементы рефлекторного управления. К числу крупных игроков
в подсознании толпы следует отнести и разного рода сектантов(кришнаитов,иеговистов,белых братьев с их Марией дэви ибн Клара Цеткин,муновцев и многих других).
Если методом экспертных оценок прроранжировать современных
игроков в подсознании масс,то картина будет выглядеть следующим образом:
1. Политики “нового мышления” 10 вирус-баллов.
2. Интеллигенция космополитической ориентации 10 -----“-----
3. Средства массовой информации 9 -----“-----
4. Поп-культура(попс,рок,шоу,порнуха и т.п.) 9 -----“-----
5. Сектанты 9 -----
“-----6. Современное кино и театр(интегрально) 8 -----“-----
7. Современная литература(интегрально) 7 -----“-----
8. Мещане-обыватели 6 -----“-----
9. Классическая литература 4 -----“-----
10.Классическая музыка 4 -----“----
-11.Отечественная классическая литература 3 -----“-----
12.Православная Церковь 2 -----“-----
13.Окружающая природа 2 -----“-----
14.Жития Святых 0 -----“-----
Проиллюстрируем приведенные количественные оценки некоторы-
ми выразительными примерами степени инфицированности означенных выше вирусоносителей.
Душевная ущербность определенной части политиков и СМИ
весьма выразительно представлена в публикациях питерской газеты
“Час пик”. В субботнем номере за 24 сентября 94 г. обращает на
себя внимание статья Т.Москвиной “Наша Раша”. Как оказалось под
рашей имеется в виду Россия. Почему же так? Да потому, что ее ав-
тор не хочет иметь ничего общего с чекнутыми патриотами (как она
сама выражается). Ее симпатии на стороне здравомыслящих космопо-
литической ориентации, той самой ориентации, которой придержи-
вается почти каждая страница данной газеты. На 1-ой и 2-ой стра-
ницах читатель знакомится с важным либеральным и космополитичес-
ким открытием: “И гамадрилам сладок вкус свободы...” Здравомысля-
щие космополитической ориентации нашли себе братьев по духу в ли-
це гамадрил, другие братья могут их с этим поздравить. В этой
связи весьма поучительно выяснить также уровень космополитичес-
кой ориентации гамадрил. Полагаем, что выщеозначенных здравомыс-
лящих есть все основания снова порадоваться за своих меньших
братьев, ибо последние одинакого резво прыгают по деревьям и в
Африке, и в Америке, и в Европе, и в ЦПКО, их не обременяет чув-
ство родины.
Знакомство с другими статьями упомянутого выпуска приво-
дит к выводу: по части нравственного и душевного оскудения здра-
вомыслящие космополиты вряд ли найдут себе равных не только сре-
ди людей, но и среди других приматов. Судите сами, на странице 4
находим высказывание руководителя еврейского театра С.Курехи-
на:”Народу нужен садомазохизм с элементами распада личности”. При
этом никаких замечаний на счет чекнутости со стороны упомянутых
“здравомыслящих”. Они находят также вполне здравым утверждать,
что “секс-символ нужно знать в лицо(ст.4)”, посвящать треть стра-
ницы безумию в моде, рассказывать о сексуальных похождениях им-
портного кота (ст.4), которого кощунственно именуют Эммануил, и
скромно заметить на ст.2, что щедрость сейчас не в моде. Эти
здравомыслящие космопоитической ориентации ставят себе диаг-
ноз:слабодушие с элементами распада личности и космополитически-
ми отклонениями в психике.
Причина же всего этого в том, что они отвергают любовь,
христианскую любовь к людям, к Родине, к вере предков, пытаясь ее
заменить сексом, модой, братанием с гамадрилами и другими космо-
политическими ценностями вроде садизма, мазахизма, садомазахизма
и гомосексуализма, с обязательными элементами распада личности, с
элементами человеконенавистничесва, ибо разврат отрицает челове-
ка и отрицает жизнь.
Некоторые могут подумать, что вирусом садизма, мазахизма,
человекоиздевательсва и родиноненавистничества заражена главным
образом в Питере, где сейчас окно в Европу без стекол и дует
сильный западный и прозападный ветер. В результате сквозняка сни-
жается иммунитет и обостряется тяга к секс-символам и распаду
личности.
К сожалению, это не так, этими вирусами в той или иной
степени заражены не только бульварные, самостийные космополити-
ческие издания,но и,казалось бы,солидные газеты. Так в “Россий-
ских вестях”от 17 сентября 94 г. А.Ракитов утверждает:”Относи-
тельные же успехи в истории России приходятся на периоды усили-
вавшейся государственной власти, как правило за счет дикой бесче-
ловечности. Государства Грозного, Петра, Сталина были мощными, но
жестокими и кровавыми. Так обязательно ли сила государства в Рос-
сии связана с его бесчеловечностью?”
Могу ответить этому господину, плохо помнящему родство: нет,
не обязательно. Да, он и сам мог также себе ответить, если бы
потрудился вспомнить времена царствования или княжения Ярослава
Мудрого, Владимира Мономаха, ИоаннаIII, великих благоверных кня-
зей Александра Невского и Дмитрия Донского, наконец АлександраII
и АлександраIII.
А.Ракитов ратует за правовое государство и сетует, что его в
России не было и нет. Но правовое государство пришло к нам не с
Запада, а было создано на Руси во времена Ярослава Мудрого на ос-
нове Правды (свода основных законов). Он,а затем и Владимир Моно-
мах,сказали,что государство на Руси надо строить на Православной
вере и Правде!
На этой же основе надо делать и газетные статьи,а не на по-
литической целесообразности уничижения истории России,ее веры и
патриотических чувств русского и других народов России. Не только
история времен Петра и Сталина,но и история последних лет гово-
рит,что вирус политической целесообразности вызывает глубокие
стрессы и грехопадения вплоть до братоубийства,духовной и нрав-
ственной неполноценности.
Вирусоносность сектантов несколько другого плана,они не пы-
таются подобно политиканам вызвать в широких массах чувство на-
циональной неполноценности ,чувство интелектуальной и культурной
ущербности. Они ищат пустые души,их вирусы быстро распространяют-
ся там,где есть большой духовный иммунодифицит. Примеров этому
можно приводить очень много,но приведу два.
Перед нами иеговистский журнал “Сторожевая башня”. Что и от
кого сторожит этот журнал? Что предлагает он читателю: искреннюю
веру,любовь и богословскую мудрость или же тщеславие,высокомерие
исключительности и страсть к фразерству и реформаторству?
Весьма красноречив выпуск журнала от 15 июля 1993 г.,его от-
крывает вопрос: кто такой Иегова? Желая быстро склонить читателя
в свои ряды,иеговисты с первых страниц.